Онежский Свято-Троицкий Собор

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Пятница, 29.03.2024
10_1.jpg
cob_5_3.jpg
cob_6_1.jpg

Частица Животворящего Креста Господня

Печать

Христиане с радостью взирали на торжество возвращения Креста Господня. В храме Иерусалимском, в подражание древнему Воздвижению, Честный Крест снова был воздвигаем руками патриарха, и народ опять в умилении восклицал: “Господи помилуй”.

Дальнейшая история Креста Господня

Когда Палестина была завоевана турками, тогда для освобождения Святой земли западные христиане снарядили большое войско - крестоносцев, которое подступив к Иерусалиму в 1099 году, взяло его у турков (11 июля). Иерусалимские христиане встретили своих освободителей - крестоносцев со Святым Крестом, взгляд на который восхитил крестоносцев, потому что они видели на Кресте как бы Самого распятого Господа Иисуса Христа. Радость христиан так была велика, что Святой Крест торжественно носили по улицам Иерусалима, Его лобызали, обнимали, обливали слезами радости, пока вновь не поставили в храме Воскресения Господня.
После этого турки несколько раз намеревались отнять у крестоносцев - христиан Иерусалим, но Крест Господень, носимый в рядах войска, ограждал и воодушевлял крестоносцев против турок, подавая победу за победой. Так Болдуин I, царь Иерусалимский, неудачи на войне всегда приписывал отсутствию Креста Господня в рядах войск. При Болдуине III, во время войны, турки зажгли тернии на полях, через которые необходимо было пройти крестоносцам, гибель их была неминуема, так как с одной стороны враги поражали христиан тучами стрел, а с другой - едкий дым не давал дышать защитникам Креста Господня. Тогда, в трудные минуты опасности, назаретский епископ, помолившись, воздвиг честный Крест Христов, - и ветер, переменив направление, погнал весь дым в сторону врагов.
Во время третьего крестового похода (1171-1188) против Саладина Крест Христов также находился в рядах войск. Будучи поставлен на возвышении, при битве тивериадской Он воодушевлял благочестивых воинов так, что сам Саладин отзывался о их храбрости и мужестве с нескрываемой досадой. Но когда во время этой битвы был убит птолемаидский епископ, державший Крест Господень, последний попал в руки врагов. Отчаянный крик раздался в рядах христианских воинов и, несмотря на все усилия христиан отнять у врагов Святой Крест, Он остался, по неисповедимым судьбам Божиим, в руках неверных турок. Тогда воины, кидая свое оружие, не думая более о спасении своей жизни, сами бросались на мечи и копья врагов. Поле сражения представляло зрелище отчаяния, скорби и страшного горя… Христиане, потеряв Животворящий Крест Господень, более уже не боялись потерять свободу и жизнь.
После битвы Крест Господень был отнесен врагами в Багдад, где находился более тридцати лет, так как Саладин и его приемники ни за какие сокровища в мире не хотели возвратить Его христианам.
Только в 1221 году, после удачной войны, христианам был возвращен Святой Крест. С сего времени начали отделять и отдавать большие части Креста Господня, как благословение, некоторым крупным городам...



Тропарь Честному и Животворящему Кресту Господню (глас 1).

Спаси Господи люди Твоя, и благослови достояние Твое, победы Благоверному Государю и Отцу нашему (егоже имя Ты, Господи, веси) на сопротивныя даруя, и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство.

Слава, и ныне: (Кондак, глас 4)

Вознесыйся на Крест волею, тезоименитому Твоему новому жительству, Щедроты Твоя даруй, Христе Боже: возведи силою Твоею Благоверного Государя (егоже имя Ты, Господи, веси), победы дая ему на супостаты, пособие имущу Твое, оружие мира, непобедимую победу.