|
Цвет в православной иконе: Цвет в православной иконеглубоко символичен. Белый цвет изображает святыню, золотой — вечность; зеленый — жизнь; синий — тайну; красный — жертвенность; голубой — чистоту. Желтый цвет — цвет тепла и любви, сиреневый обозначает печаль или далекую перспективу; пурпур — победу; багряный цвет — величие; фиолетовый цвет используется в одеяниях, когда хотят подчеркнуть особенность служения или индивидуальность святого. Бирюзовый цвет — молодость; розовый — детство; черный цвет означает иногда пустоту, отсутствие благодати, а иногда грех и преступление. Черный цвет, соединенный с синим, — глубокую тайну; черный цвет, соединенный с зеленым, — старость. (Архимандрит Рафаил.)
Серый цвет в иконе означает мертвенность (скалы изображены на иконе серым цветом, четкими условными линиями); оранжевый цвет — благодать Божию, преодолевающую материальность. Стальной цвет — человеческие силы и энергии, в которых есть нечто холодное. Лиловый цвет — завершение. Янтарный цвет — гармонию, согласие, дружбу. Обращаю внимание — это вовсе не таблица цветов, как символических знаков, это скорее определенная тенденция использования цветов. В иконе говорят не цвета, а созвучия цветов. Из одних и тех же звуков создаются непохожие друг на друга мелодии: так, в меняющихся композициях цвета могут иметь различное символическое значение и эмоциональное воздействие. (Архимандрит Рафаил.)
Жесты на иконах: - Праведные люди изображенные с характерным жестом: открытой ладонью, обращенной к молящимся. Это значит праведный человек – человек правды – открыт для любого человека, в нем нет никакого лукавства, никакой тайной злой мысли или чувства. - Пальцы правой руки сложены в виде букв I и Х (Иисус Христос) – это благословение именем Господним; также распространено троеперстное сложение – благословение именем Святой Троицы. - Рука, приложенная к сердцу , – жест, означающий, что этот святой высоко преуспел в сердечной молитве. Так, к примеру, иногда пишут на иконах прп. Серафима Саровского. - Две ладони, раскрытые на груди. Некоторые исследователи объясняют это как жест приятия благодати, другие трактуют – как молитвенное обращение к Богу. - Руки, скрещенные на груди. Вероятнее всего, это изображение креста по подобию того, как мы складываем руки, когда подходим ко Причастию, утверждая этим жестом свою принадлежность Христу, усвоение себе Его Крестной Жертвы. - Основатели или благотворители иноческих обителей часто изображаются на иконах держащими в руках храмы. - Иногда на иконах святые держат в руках четки. По четкам, которые называют «мечом духовным», монахи совершают непрестанную молитву, и потому этот предмет является символом молитвенного подвига. - Евхаристическая Чаша в руке – символ литургического служения.
|
|