|
Первая дверь во внимание ума есть — разумное молчание уст, вторая — мерное воздержание пищи, пития, сна.
Изгнание из ума скверные помыслы, из сердца дурные желания, гордость, зависть, гнев и всякую нечистоту. Вот это и будет истинное, богоугодное воздержание для нас. Аминь.
Те злые помыслы и желания не вменяются вам в грех, с которыми вы боритесь, а не услаждаетесь.
Нужно трезвиться и бодрствовать и быть готовым ко всему, чтобы и в счастье быть сдержанным, и в скорбях не унывать, а сохранять благоразумие.
Хульные помыслы не от нас, их враг вселяет. Поэтому не падай духом и не думай, что от этого пагуба.
Кто не согрешит сперва мыслью, то не согрешит и действием.
Безмолвие есть отложение всех помышлений, не относящихся к делу спасения, и отвержение их.
Посторонние помыслы во время молитвы не от молящегося, а от его врага — лукавого, и не надо лишь не сочувствовать им, а стараться усиливать внимания к произнесенными устами слова и молиться не спеша, с возможной собранностью.
Для преодоления рассеянности важное — это сознание, что надо как можно глубже понять и почувствовать те слова молитвы, которые произносишь, надо приучить себя не переходить к следующим словам и мыслям молитвы, пока не будет сознания, что только что произнесенные слова глубоко поняты, осознаны.
Многословие при молитве часто развлекает ум и наполняет его мечтаниями, а единословие (простая молитва - несложная) собирает его.
Нужно осознавать, что Бог Высок, Он не достижим и что лишь дерзкая обращенность к Нему нашего естества, исповедование непостижимости Его Промысла, Его воли, доверие этому Промыслу, смиренное принятие всего того, что нам в этом Промысле непонятно и загадочно, — вот здравое состояние души христианской.
|
|