Онежский Свято-Троицкий Собор

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Пятница, 29.03.2024
10_1.jpg
cob_5_3.jpg
cob_6_1.jpg

Преподобный Роман Киржачский

Печать

День памяти: июль 29


Учитель и ученик... Так составляется и так венчается жизнь человека и здесь, на земле, и там, в Царстве Небесном, если она от Истины и истинна.
Святые Сергий Радонежский и Роман Киржачский явили миру не просто жизнь, но Свет жизни, став Его вечными светочами.
Более половины столетия протекло после печального прощания русских людей с «солнцем Русской земли», благоверным князем Александром Невским. Буйные князья сводили друг с другом самоубийственные счеты, обескровливая и обессиливая Русь до тех пор, пока на великокняжеском столе не оказался Иоанн Данилович, прозванный в народе за щедрую милостыню Калитой. При нем укрепилось и возросло Московское княжество, успокоилась Русь, «и наступила давно не испытанная тишина в Русской земле».
В тот период молчаливого собирания народных сил новое солнце тихо восходило на духовном небосклоне нашего Отечества. В глухих дебрях Радонежских лесов, на горе Маковец, преподобный Сергий строил обитель во имя Пресвятой Троицы. Много сил, терпения и мужества требовалось для того, чтобы в лесной пустыни загорелся светильник православной веры. Молва о новом пустынножителе и его обители скоро распространилась по Руси, привлекая к нему любителей уединенного монашеского жития. Одним из близких учеников преподобного Сергия был монах Роман.
Преподобный Роман родился в первой четверти XIV века. Мы не имеем точных сведений о месте и времени его рождения, но церковное предание сохранило память о том, что с юных лет сердце отрока загорелось любовью ко Христу и стремлением к монашеству. Его светлую душу влекло молчаливое служение Богу в смиренной тишине удаленного монастыря. Мутное кипение мирской суеты тяготило ее. Услышав о дивном Радонежском пустыннике, Роман отправился в его обитель, поступил в число братии Троицкого монастыря и всецело предал свою волю в духовное руководство преподобного Сергия, став преданным и послушным учеником.
Преподобный Сергий с любовью принял Романа, предложив ему, по обычаю, срубить для себя келью. Проста и скудна была жизнь пустынников. Зачастую не хватало свечей и вина для богослужения. Братия служили при свете березовых или сосновых лучин. Богослужебные книги, по свидетельству преподобного Иосифа Волоцкого, писались тогда в обители на бересте из-за недостатка средств. Случалось, что насельникам пустыни вместе с игуменом приходилось по несколько дней ничего не вкушать, поскольку устав обители запрещал собирать милостыню по окрестным селениям. Слабейшие роптали на своего преподобного авву, но он мудро увещевал их предавать себя терпению, как учителю жизни. По молитве святого игумена Сергия Господь скоро посылал щедрых жертвователей в монастырь, где бедность была истинным духовным сокровищем.
Вместе со всеми смиренно переносил Роман холод, скудость и неустройство северной пустыни. Ее суровые условия закаляли волю, укрепляли и воспламеняли в юном подвижнике веру в Промысл Божий,
углубляли доверие к своему духовному отцу.
По уставу монастыря Роман, поступив в число братии, должен был пройти жесткий искус новоначального. Тому, кто хотел принять иноческий постриг, игумен выдавал длинную одежду из черного сукна. Вместе со всеми ученик проходил ряд послушаний и только после испытания его твердости постригался.
По всей вероятности, во второй половине XIV века, 1 октября, в день празднования Покрова Пресвятой Богородицы и памяти преподобного Романа Сладкопевца, ученик великого Сергия принял монашеский постриг в честь святого Сладкопевца. Не исключено, что выбор святого покровителя объяснялся музыкальными способностями Романа. После принятия ангольского чина для новоначального подвижника пост и молитвенное делание стали правилом всей его последующей жизни.
Как большинство русских обителей XIV века, Сергиева пустынь первоначально была своекоштной, или особножитной. Игумен был общим руководителем для всей братии, монахи вместе молились, собираясь в церкви, но в отношении пищи, одежды, жилья они были совершенно самостоятельны. С укреплением и расширением Сергиевского монастыря умножилось число его насельников. Постепенно вокруг него образовалась монастырская слобода, рядом с монастырем пролегла дорога из Москвы в северные русские города.
Изменение положения обители заставляло игумена Сергия серьезно задумываться над изменением, устава монастырской жизни. Сердце преподобного особенно склонялось к древней практике строгого общинного жития, где монахи не имеют в личном пользовании никаких вещей, тем более, денег. Братия тесно связаны друг с другом цепью общих послушаний, составляя единый живой организм. В идеале общежительный монастырь возрождал структуру древнехристианской церкви, где у «множества уверовавших было одно сердце и одна душа, и никто ничего из имения не называл своим, но все у них было общее».
По благословению святителя Московского Алексия, после получения письменного пожелания константинопольского патриарха Филофея, в 1354 году, преподобный Сергий ввел в монастыре общежительный устав. Строгость восточного устава вызвала недовольный ропот многих братий. Некоторые тайком уходили из обители. В то же время вернулся
из Москвы старший брат преподобного Сергия, Стефан. Ропот несогласных нашел у него поддержку тем более, что Стефана внезапно охватила мысль о своем первоначалии в обители.